Birds - 701
Mammals - 57
Reptilies - 28
Amphibians - 3
Ray-finned Fishes - 2
Insects - 184
Arachnids - 8
Malacostracans - 2

search

classification

Aves
Gaviiformes
Gaviidae
Podicipediformes
Podicipedidae
Pelecaniformes
Pelecanidae
Phalacrocoracidae
Anhingidae
Ciconiiformes
Ardeidae
Threskiornithidae
Ciconiidae
Phoenicopteriformes
Phoenicopteridae
Anseriformes
Anatidae
Falconiformes
Pandionidae
Accipitridae
Falconidae
Galliformes
Tetraonidae
Phasianidae
Gruiformes
Gruidae
Rallidae
Otididae
Turniciformes
Turnicidae
Charadriiformes
Burhinidae
Charadriidae
Recurvirostridae
Haematopodidae
Ibidorhynchidae
Jacanidae
Scolopacidae
Glareolidae
Stercorariidae
Laridae
Pterocletiformes
Pteroclidae
Columbiformes
Columbidae
Cuculiformes
Cuculidae
Strigiformes
Strigidae
Caprimulgiformes
Podargidae
Caprimulgidae
Apodiformes
Apodidae
Hemiprocnidae
Trogoniformes
Trogonidae
Coraciiformes
Coraciidae
Alcedinidae
Meropidae
Upupiformes
Upupidae
Bucerotidae
Piciformes
Megalaimidae
Picidae
Psittaciformes
Psittaculidae
Passeriformes
Pittidae
Vangidae
Artamidae
Hirundinidae
Alaudidae
Motacillidae
Campephagidae
Pycnonotidae
Laniidae
Vireonidae
Oriolidae
Dicruridae
Rhipiduridae
Sturnidae
Chloropseidae
Irenidae
Dicaeidae
Nectariniidae
Corvidae
Bombycillidae
Cinclidae
Troglodytidae
Prunellidae
Acrocephalidae
Locustellidae
Cisticolidae
Scotocercidae
Phylloscopidae
Cettiidae
Sylviidae
Regulidae
Monarchidae
Muscicapidae
Stenostiridae
Turdidae
Timaliidae
Leiothrichidae
Panuridae
Aegithalidae
Remizidae
Paridae
Sittidae
Tichodromidae
Certhiidae
Zosteropidae
Ploceidae
Passeridae
Estrildidae
Fringillidae
Emberizidae
Calcariidae
Mammalia
Eulipotyphla
Erinaceidae
Artiodactyla
Cervidae
Bovidae
Delphinidae
Carnivora
Canidae
Phocidae
Mustelidae
Herpestidae
Chiroptera
Pteropodidae
Rhinolophidae
Vespertilionidae
Primates
Cercopithecidae
Lagomorpha
Leporidae
Ochotonidae
Rodentia
Sciuridae
Dipodidae
Cricetidae
Muridae
Reptilia
Testudines
Emydidae
Geoemydidae
Testudinidae
Sauria (Lacertilia)
Gekkonidae
Agamidae
Anguidae
Scincidae
Lacertidae
Varanidae
Serpentes
Colubridae
Viperidae
Amphibia
Anura
Bufonidae
Ranidae
Actinopterygii
Cypriniformes
Cyprinidae
Synbranchiformes
Synbranchidae
Insecta
Lepidoptera
Nymphalidae
Papilionidae
Pieridae
Lycaenidae
Hesperiidae
Sphingidae
Geometridae
Erebidae
Noctuidae
Hymenoptera
Vespidae
Crabronidae
Apidae
Halictidae
Megachilidae
Pompilidae
Sphecidae
Chrysididae
Ichneumonidae
Diptera
Asilidae
Bombyliidae
Syrphidae
Scathophagidae
Calliphoridae
Oestridae
Sarcophagidae
Tachinidae
Coleoptera
Glaphyridae
Scarabaeidae
Coccinellidae
Chrysomelidae
Meloidae
Cerambycidae
Orthoptera
Acrididae
Mantodea
Mantidae
Empusidae
Hemiptera
Cicadidae
Reduviidae
Lygaeidae
Acanthosomatidae
Odonata
Calopterygidae
Coenagrionidae
Gomphidae
Cordulegastridae
Aeshnidae
Libellulidae
Arachnida
Solifugae
Galeodidae
Araneae
Araneidae
Theridiidae
Eresidae
Lycosidae
Salticidae
Thomisidae
Malacostraca
Decapoda
Ocypodidae

Похож - не похож.


2013-02-25| Askar Isabekov

Этой зимой мы периодически сталкиваемся с необычными дроздами, однозначно идентифицировать которых мы не можем. Более того, списывая эти случаи на гибридизацию, мы даже не можем идентифицировать родительские виды продукта гибридизации. При этом предполагаем подчас не двух прародителей, а трех и более. Хотя здравый смысл (и некоторые орнитологи) подсказывает, что гибридов не может быть много, а уж вероятность встречи тройного гибрида и вовсе равна сотым долям процента.

Пытаясь идентифицировать дрозда, мы смотрим а) фотографии в интернете б) определители с максимум тремя вариантами окраски (а больше в определителях и не бывает), и далее применяем метод "похоже - не похоже", как какие-нибудь древние примитивные копатели-собиратели. При этом, в обязательном порядке, впадаем в субъективизм, поскольку редко кто из нас указывает чем конкретно "похожа". А еще бывает ссылаемся на непонятный многим любителям габитус (н-р, "по габитусу это не курганник"), хотя этот самый габитус тоже очень даже хорошо словами описывается.

Буржуи же пишут конкретно - "у этой птицы признаки такие-то, что определенно указывает на (исключает) такой-то вид, поскольку этот признак характерен только для (или не характерен совершенно для) такого-то вида". В случае гибридов указываются конкретные признаки материнских видов. И дается ссылка на статью (не только на определитель), а такая чаще всего имеется. Как, например, есть статья Дика Форсмана (потерял ссылку и не могу ее найти) про различия курганника и малого канюка в поле. Не с тремя-четырьмя картинками, как в определителях, а со множеством сравнительных фотографий, и, самое главное, с четким описанием признаков (типа "длина крыла превышает длину тела с хвостом", "голова и грудь темнее живота"), а не "похож - не похож".

Возвращаясь к дроздам. Должны быть четкие признаки у каждого из четырех видов сибирских дроздов во всех нарядах(!), а конкретно - взрослые самец, самка, молодежь, первые зимние самец, самка, весенние самец, самка. Далее, глядя на непонятного дрозда, мы должны вначале определить его поло-сезонно-возрастную принадлежность, а потом сравнивать не просто с абстрактным "науманном", а конкретно с представителями видов в соответствующей окраске (с вариантами, если они есть), н-р с самкой в зимнем пере, или с самцом-первогодкой и т.д. И четко указывать на признаки. Это более-менее научный подход. В этом плане научно подошел разве что только Федор Карпов, указавший сразу же и признаки и пол-возраст подозреваемого на бурого дрозда. Но и тут мы не смогли оценить его подход, потому что никто нигде не нашел фотографий самки-молодого бурого в зимнее время.

Могу предположить, что у нас просто нет статей, в которых бы детально разбирались бы морфологические признаки хотя бы чернозобого дрозда, как самого многочисленного, распространенного и знакомого нам. Что уж говорить о прочих. Но поискать такие статьи не мешало бы.

Я предлагаю написать статью про наших странных дроздов, с детальным рассмотрением каждой подозрительной птицы в отдельности по описанной выше схеме (пол-возраст - сравнение), а описание нарядов чернозобых (а также трех остальных) должно стать важной составляющей этой статьи.

На даже без статьи нам простым бердуотчерам надо уходить от принципа "похож - не похож" "по ощущениям" (что кстати, идет от нашего учителя, который ведет себя в точности так же) к какой-то научности. Наблюдения "индейцев" хороши, однако мы так и останемся "индейцами", если не начнем пользоваться линейкой и не начнем читать статьи в журналах.

П.С. Написать такую статью было бы логично Василию, и не только потому, что он понаходил кучу странных дроздов, но и потому, что он вдумчивый, настырный и имеющий заднюю скорость. Но, понятное дело, что без помощи профессионалов такую задачу не осилить.

comments:
2013-02-24. Федоренко Василий:

Насчет количества гибридов и вероятности тройного я бы не так не сказал. У нас самыми показательными в этом отношении являются жуланы, у которых гибриды сплошь и рядом. При этом они довольно просто читаются, хоть и не всегда однозначно определяются. Учитывая, что у дроздов соприкасаются все 4 ареала, то с гибридизацией у них ещё проще.
То что, надо разобраться с возрастными и половыми отличиями это беспорно. Вот только, мне кажется, это мало что изменит в определении гибридов, так как наследуемые признаки могут лечь как угодно и не обязательно по сезону будут меняться признаки обеих "половин". Особенно если помесь не в первом поколении.
Это надо под фотографиями разбирать, обобщать, что мы что попало наопределяли тоже неправильно. Спорны лишь часть фотографий. А при отсутствии сторонних материалов только и остается самим разбирать, гадать и спорить.


2013-02-24. Исабеков Аскар:

Я не знаю ситуацию с зонами гибридизации дроздов в Вост.Сибири, кроме как по указанной мной ранее книге, где дана весьма условная карта. И я не знаю биотопы этих дроздов. Но мне кажется логичным предположить, что в зонах гибридизации (на краях ареалов) дрозды должны быть малочисленны, следовательно гибридов много быть не может.

Что касается пола-возраста. Для молодых самцов чернозобого характерно светлое (белое) горло, поэтому сравнивать его по этому признаку с взрослым бурым неправомерно. А мы это делаем. Последние отнесенные к гибридам - обычные молодые самцы чернозобого.


2013-02-24. Федоренко Василий:

Лучше под фотками продолжать, я запутался про каких гибридов речь. Если про пару моих, которых я посчитал полубурыми, то я поспорю.
У молодого самца горло не белое, а только светлое и у него в отличие от самки невнятная светлая скула.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Для продолжения обсуждения по каждому отдельному случаю следует вначале определиться с базовыми образцами всех нарядов. Есть образец переходного из первозимнего во взрослый? Может быть он именно так и выглядит. Вот когда будут конкретные (подтвержденные авторитетами) образцы, тогда и можно с ними сравнивать.

Я вообще всех, кроме твоего с Каменского плато и Алисы Шмурыгиной из УКГ, считаю не гибридами.


2013-02-25. Коваленко Андрей:

Аскар, мне понятно твое желание все сразу разложить по полочкам... Но для этого нужно точно знать, что куда и почему раскладывать... Однако, ситуация с некоторыми формами такая, что это не так просто сделать... Ты вот говоришь, что у них обязаны быть какие-то там специальные отличия... Но ты забываешь, что эти формы свободно скрещиваются друг с другом, а значит еще не являются де-факто разными биологическими видами! Соответственно, они ничем не обязаны... Кроме того, что могут быть варианты с тройной и четверной гибридизацией, следует помнить, что чаще мы имеем дело как раз с двойной, но не первого поколения! И вот тут попробуй раздели, где вариабельность, а где следы...


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Все верно, у меня есть желание разложить по полочкам. Но ты ошибаешься, что "сразу". Как раз-таки я предлагаю подойти системно, вначале разобравшись с чернозобыми. И уйти от "похож - не похож", "по ощущениям", "я уверен, что это гибрид" и т.д.

Вот я сейчас посмотрел хелмовский гайд по чернозобому, и у них во всех(!) нарядах чернозобый изображен с рыжими штрихами по бокам. Надо поднимать (искать) литературу и читать ее, в том числе и буржуинскую.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Ссылка на страницу хелмовского гайда.


2013-02-25. Коваленко Андрей:

Ну, с этим то я согласен. Надо разобраться или хотя бы попытаться разобраться с дроздами. Твой упрек по поводу некоторых других групп не принимаю, так как я не ходячая энциклопедия и все знать не могу... Там где могу пока опираться больше на интуицию и опыт, на них и опираюсь больше... Поверь, не всегда есть в книгах все разложенное по полочкам и не всегда это возможно... Пойми, что в любой науке бывает как объективное, так и субъективное... Не надо думать, что красивые буржуйские определители махом решили все проблемы в орнитологии!


2013-02-25. Федоренко Василий:

Вот я разложил по полочкам, пожалуйста. Классический чернозобый без рыжего цвета, с блендно буроватыми пестриными.


2013-02-25. Федоренко Василий:

Ссылку на гайд лучше так дать.


2013-02-25. Коваленко Андрей:

Во, Василий молодец!)


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Субъективное - это лженаука, наука - это объективность. В лженауке все основано на вере и авторитете, а методология науки основана на сомнении и отсутствии авторитетов. Ты утверждаешь, что вся эта куча дроздов есть гибриды, я выражаю сомнения и предлагаю методологию принятия решения. Если нет возражений по методологии, то давай возьмемся и распишем (и проиллюстрируем) все наряды дроздов. Начнем с чернозобого.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Пока писал коммент, уже... половина сделана (Браво Василий!). Теперь 1. надо типовые формы с Васиного коллажа проверить по книжкам, осознать корреляцию пестрин (рыжих) и брови с возрастом. 2. Потом сделать такие же таблички для трех оставшихся дроздов (с проверками по книжкам). 3. Потом каждого подозреваемого сверять с этими табличками, но не со всеми, а лишь с соответствующими ячейками этих табличек.


2013-02-25. Коваленко Андрей:

Ну, чернозобого Василий тебе уже расписал как на картине маслом...) Есть еще какие-то проблемы...? Предложи и докажи... Про субъективное ты снова не понял... В науке ничего просто вот так вот не открывается... Ко всему идут путем проб и ошибок. Что-то сначала предсказывается, а потом либо доказывается, либо опровергается... Я про такой субъективизм. Вспомни некоторые химические элементы таблицы Менделеева, которые сначала выделили теоретически, и лишь со временем смогли получить на практике... И это тоже наука, а не лженаука!


2013-02-25. Федоренко Василий:

Да гдеж их взять то оставшихся трех?) Только из сети если, но там тож не густо, особенно со второй парой. Да и потом у них деморфизм гораздо слабей выражен.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Ты меня не путай, то, о чем ты говоришь, называется "эвристика". А вот бездоказательные утверждения - это субъективизм.

Я предложил - давайте перестанем быть индейцами и станем учеными. Я был услышан, за что всем (а Василию в особенности)благодарен.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Конечно из сети, но только потом надо сверяться с книжками.


2013-02-25. Коваленко Андрей:

А где ты здесь нашел бездоказательные утверждения...? В сложных случаях мы лишь делаем предположения, причем, даже в этих случаях часто с какими-то хотя бы неявными основаниями...


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Есть еще окраска "взрослая птица зимой".


2013-02-25. Федоренко Василий:

Насчет зимы, как я понял, взрослые уже не меняются. Самец на коллаже январьский.


2013-02-25. Исабеков Аскар:

Я гляну в "Птицах Казахстана" описание.


2013-03-01. Белялов Олег:

Мне больше всего интересно, что говорили про это классики. В работе о птицах Семиречья (Зарудный и Кореев, 1905)упомянут только один гибридный дрозд с Усека, чистых краснозобых не было. При этом чернозобых более 40 экз. Представить себе, что Зарудный не обратил бы внимание на разного рода "отклонения" я не могу допустить. Кстати именно в этой статье описан relicta, черноголовая форма чернозобого дрозда - достаточно редкая птичка. У Шнитникова (1949, говорится о краснозобом, как о редком залётном, причём кроме уже упомянутого выше, стало известно ещё два от 1907 г. Шнитников предполагает это как отклонение от привычного пролётного пути. О чернозобом дрозде напротив говорит, как о птице встречающейся "в колоссальном количестве". Зато в Китае, рядом, краснозобый нередок. Заглянул в "Птицы Кашгарии" 1936 г., где Судиловская говорит об этих дроздах как подвидах, встречающихся как в чистом виде, так и в переходных формах. Самое интересное, что дана ссылка на работу Сушкина (1929, возможно ошибочна дата, видимо 1925). Так вот Судиловская говорит, что Сушкин выделил "5 классов изменчивости горла и хвоста, что предполагает существование 25 фенотипов (допустив такую независимость признаков окраски горла и хвоста). На самом деле он нашел среди имевшегося у него коллекционного материала лишь 12 комбинаций. В своей заметке Сушкин приходит к заключению, что у этих дроздов мы имеем менделевский тип наследственности. Этот вывод интересно сопоставить с мнением, высказанным ранее Sumner(1926), о том, что потмство двух подвидов даёт (по отношению к окраске) несомненное менделевское расщепление, но что эта окраска зависит от нескольких факторов, каждый из которых расщепляется независимо один от другого".



secret code

* all fields are required

rare birds records


Dusky Thrush (Turdus eunomus)

© Askar Isabekov
2021-02-28
Uzunagach, Almaty oblast.

A rare vagrant species for Kazakhstan. On February 27 and 28, two birds kept in the thickets of silverberries near the village of Uzynagash (43 km west of Almaty). This is the sixth record of the Dusky Thrush for Kazakhstan. Records of this species are known for the Syrdarya, near the village of Dzhulek (October 16, 1927), near Almaty (February 16, 2013), as well as Ust-Kamenogorsk (October 14 and 16, 2016), Kurgaldzhino (May 7, 2020).


Pygmy Cormorant (Phalacrocorax pygmaeus)

© Askar Isabekov
2021-01-09
Almaty, Aitykov str.

The first record of Pygmy Cormorant in Almaty in general and, in particular, during the winter. The expansion of the Pygmy Cormorant to the northeast concerns not only the probable nesting area, but also the wintering grounds. The nearest winter finds are Sorbulak and Taldykorgan (winter 2017-18, one bird each). In this connection, it is worth noting a significant number of birds in the Almaty (40) and Sorbulak (20) records this winter.


Pied Avocet (Recurvirostra avosetta)

© Askar Isabekov
2020-12-22
Sorbulak lake system. Almaty oblast.

First winter record for Sorbulak (-10 ° С). Before that, the latest sighting at Sorbulak was on November 24, 2006 (3 birds, Belyalov, Karpov, 2013). Twice the wintering of Pied Avocet were recorded on Shardara (7 birds on January 14, 2018 and 35 birds on January 11, 2020, B. M. Gubin, S. Baskakova, A. Isabekov).


Buff-bellied Pipit (Anthus rubescens)

© Askar Isabekov
2020-12-22
Komsomol. Sorbulak lake system. Almaty oblast.

First winter record of the Buff-bellied Pipit.

more rarities...

Current Result 2024

0 species

more...

unidentified


2020-10-28

Аскар Исабеков: спасибо, Виктор! ктырей много вдов и они, конечно, сильно похожи друг на друга, боюсь, что придется их ловить в следующем году, чтобы опознать. [....]

2020-10-25

Viktor: Напоминает легендарный военный истребитель И-16! ))

2020-09-29

Аскар Исабеков: если бы было до рода, я бы наверное, согласился, но тут пока определение до ранга семейства.

more unidentified ...